Без права на ошибку: Ирина Ботнарь о карьере преподавателя, своем бизнесе и воле случая
В рубрике «Личности» мы рассказываем об учителях английского, которые многого добились в профессии. #6pch поговорил с Ириной Ботнарь – основательницей сообщества «We teach English», а также самой известной ESL Teacher Trainer в русскоязычном медиапрострaнcтве.
О старте карьеры
Почему вы стали преподавателем английского языка? Как пришли именно в эту профессию?
Наверное, многие думают, что я с детства увлекалась английским языком, очень его любила всю жизнь и с детства мечтала стать преподавателем. Но это была случайность. Когда в 11 классе пришло время выбирать профессию, мама просто спросила меня: «Ну и что будем делать?», — я предсказуемо ответила: «Не знаю». В это время рядом сидела соседка, которая сказала: «А может туда, куда и моя Олька?» Олька училась на инязе на переводчика. Так и было принято решение.
Так что мне просто повезло.
Не могу сказать, что у меня были колоссальные способности к языку. Было сложно воспринимать язык на слух и говорить.
По поводу английского языка. Я не могу сказать, что я до умопомрачения люблю английский. Я его люблю, но спокойно. Вот что меня реально прет, это сам процесс преподавания, обучения, работа с людьми, психология. Это то, что привело меня в профессию.
Я вообще считаю так: чтобы быть преподавателем, недостаточно любить английский. Можно любить язык, прекрасно на нем говорить, быть шикарным переводчиком, при этом никаким преподавателем. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить сам процесс преподавания. А предмет познается и придет в процессе. Так случилось и у меня.
Я с ужасом вспоминаю, что делала на своем первом уроке, но ученикам нравилось.
Как я уже сказала, я попала на иняз на переводчика. Мне было жутко трудно учиться, потому что я начала учить английский буквально перед поступлением. Не могу сказать, что у меня были колоссальные способности к языку. Было сложно воспринимать язык на слух и говорить. Поэтому я много трудилась, чтобы выучить язык. И в итоге закончила ВУЗ с отличием.
С чего вы начали карьеру? Какой был первый шаг?
На пpaктике на 5-м курсе завкафедры предложила мне временно заменить преподавателя. Я с ужасом вспоминаю, что я делала на своем первом уроке, но ученикам нравилось (смеется). Я делала, то, что сейчас, к сожалению, делается во многих школах. Это надиктовывание правил, потом выполнение упражнений и все в таком русле.
Когда я закончила институт, мне предложили остаться там работать. 5 лет я была там преподавателем иностранных языков – английского и немецкого. Я обожала своих студентов, работу, но я не знала, что может быть лучше.
Ну а переводческая деятельность мне никогда не нравилась. Там же не нужно никого учить!
Потом я ушла в декрет, но ненадолго. Как только появилась возможность, я вернулась к работе – меня как раз пригласили в частную школу английского языка. Для меня это был рай – прекрасный коллектив, замечательная руководитель, благодаря которой у меня сейчас неплохо получается управлять собственной школой. Там я впервые увидела такое изобилие учебников, аудио-, видеоматериалов, всю необходимую аппаратуру. Поэтому в институт я больше не вернулась.
О собственном бизнесе
Как вы пришли к началу своего дела? В какой момент вы поняли, что готовы открыть свою школу?
Все происходило очень постепенно. Я поработала в институте, потом на курсах английского. Мне всегда нужно было что-то внедрять, что-то делать. Сначала я стала методистом, потом руководителем филиала школы – дела там шли не очень.
Вот тут начался для меня новый виток. Это была для меня такая школа… тогда я поняла, что классный преподаватель, специалист – не равно руководитель. Это абсолютно другая профессия. И тогда я погрузилась в эту сферу, потому что обучать меня было некому.
У меня была хорошая работа, достойная зарплата, и я поняла, что попала в болото. Мне все понятно, легко и просто — для меня это равно cмepти.
Это были незабываемые 3 года моей работы. Тогда я поняла, что люди не любят перемены, и когда кто-то вторгается в их жизнь с новыми идеями, не стоит ждать, что все будут тебе аплодировать. Быть руководителем – это всегда кому-то нравится, кому-то нет, это всегда сопротивление от других людей. Руководить людьми – не значит быть им другом.
Я добилась поставленной задачи. Пошел приток клиентов, школа заработала на полную мощность.
Но мне стало скучно. У меня была хорошая работа, достойная зарплата, и я поняла, что попала в болото. Мне все понятно, легко и просто — для меня это равно cмepти. У меня началась хандра. И когда я проанализировала все это, я поняла, что мне нужно вытеснить себя из зоны комфорта.
Большим челленджем было то, что у меня не было права на ошибку и не было времени на раскачку. Я одна воспитывала ребенка – мне нужно было заpaбатывать здесь и сейчас. Это очень щекотало нервы.
Я не придумала ничего лучше, кроме как поменять страну. Тогда я жила в Молдавии и решила переехать в Одессу. Здесь у меня жила сестра. Я написала CV, приняла предложение самой передовой на тот момент школы, переехала и начала работать.
Там я проработала год и поняла, что низко летаю. Один раз побывав генералом, ты уже не сможешь быть солдатом. Наверное, это и был тот самый момент.
Каждый вечер после работы я записывала идеи, делала расчеты, и в итоге нашла помещение и открыла школу. Я начинала работать одна, а потом все закрутилось.
Какой был ваш стартовый капитал?
Мне потребовалась тогда ровно $1000. Эту сумму я потратила на аренду помещения, базовую мебель, маркерную доску и принтер. Компьютер я принесла из дома.
Большим челленджем было то, что у меня не было права на ошибку и не было времени на раскачку. Я одна воспитывала ребенка – мне нужно было заpaбатывать здесь и сейчас. Это очень щекотало нервы. Я боялась конкуренции, но сейчас понимаю, что это все чистой воды таpaканы в голове. Внутренние ограничения, которые мы сами себе придумываем.
Я люблю нанимать на работу троечников, хорошистов. Это классные преподаватели, трудяги, которые отдаются делу, стараются.
Сейчас у меня есть проект English School Owner, где я помогаю учителям открыть свою языковую школу.
Меня часто спрашивают, не боюсь ли я конкурентов, ведь по сути сама себе их выращиваю. Я всегда говорю, что в этом мире все в огромном изобилии и всем хватит. За счет того, что обмениваемся опытом, мы становимся сильнее, но это не значит, что мы уводим друг у друга клиентов. В мире достаточно и денег, и клиентов, и тем более работы.
О профессии преподавателя
Каких учителей вы нанимаете на работу в свою школу?
Могу по секрету сказать, что далеко не отличники становятся самыми лучшими преподавателями. Отличникам нужно в науку. А самые лучшие пpaктики – это хорошисты. Им не давалось все с легкостью, им приходилось прикладывать больше усилий. За счет этого они потом лучше понимают своих учеников, более терпеливы.
А гениальные люди, которым все легко дается, удивляются: «Ну как ты не понимаешь, это же элементарно!»
Поэтому я люблю нанимать на работу троечников, хорошистов. Это классные преподаватели, трудяги, которые отдаются делу, стараются.
Какие рекомендации можете дать тем, кто только начинает карьеру преподавателя английского?
Главное вот что: если вы будете кормить своих учеников только знаниями – вы далеко не уедете. Людям нужны эмоции.
Вы делаете большую ставку на профессию преподавателя английского. Как вы считаете, какой у нее потенциал?
Моя миссия – это изменить стереотипное представление о нашей профессии.
Вот у меня учатся подростки, они выбирают себе профессию и очень хотят пойти учиться на иняз, чтобы потом работать учителями. Но родители их отговаривают, мол, ты что, это сплошной стресс, это безденежная профессия, это всю жизнь работать на таблетки.
Я хочу, чтобы преподаватели поняли, что наша профессия очень достойная и она может быть денежной. Это не только нервотрепка, это может быть интересно, прибыльно, увлекательно, и при этом можно оставаться здоровым, счастливым человеком, а не загнанной лошадью.
Главное — правильно организовать себя, убрать все ограничения и полюбить себя в этой профессии. Ну и самостоятельно создать условия, которые нужны тебе для работы.
О проекте We teach English
Группа «We teach English» является самым популярным сообществом для преподавателей английского языка в русскоязычном интернете. Сейчас в нем 25 тысяч подписчиков. Как вам пришла идея создать это сообщество?
Я тогда пыталась найти интересные группы, но они были ни о чем. Хорошего контента нигде не было. И у меня, понятное дело, не было четкого понимания, что я сейчас создам подобную группу.
Я создала ее для своих же преподавателей. У меня были интересные мысли, игры, задания, но мы не успевали всем этим делиться. Я сделала группу, мы все туда добавились и стали обмениваться информацией.
Потом я добавила в группу своих коллег с прошлых мест работы. И группа просто начала разрастаться. Я не использовала ни продвижение, ни рекламу. Мы просто стали показывать, все, что делали сами, и это привлекало пользователей.
Даже когда человек берет мою идею все равно он туда вкладывает себя и получается что-то новое. Я считаю, что дело в личности и харизматичности.
Очевидно, я попала в пустующую нишу. На тот момент не было подобных групп, может учителям не хотелось ничем делиться, не знаю.
Потом я заметила, что у меня появились последователи. И я горжусь этим! Эти люди тоже учатся у меня. Я видела, что многие пытаются делать то же самое, но не у всех получается. Мне иногда говорят, мол, ну они же воруют ваши идеи! Я говорю так – в этом мире нет ничего нового. Даже когда человек берет мою идею, все равно он туда вкладывает себя и получается что-то новое. Я считаю, что дело в личности и харизматичности. Эмоции, опять же!
О текущей занятости
Вы владеете школой английского языка, преподаете сами, проводите вебинары, ведете соцсети, YouTube-канал и т.д. Все это – ваша работа. Сколько вы работаете?
Я могу ответить по-разному. Я работаю 24 часа в сутки или я вообще не работаю, потому что занимаюсь любимым делом.
Как я все успеваю? Я просто никуда не спешу.
Я веду групповые занятия, руковожу школой, занимаюсь соцсетями сама, веду трaнcляции. Также у меня есть свой сайт – площадка, где люди обучаются. 2 раза в год я провожу мастер-группы – это закрытое сообщество примерно на 250 человек, где я обучаю методике преподавания и показываю, как я работаю.
Я стараюсь поддерживать преподавателей во всех направлениях – в методике, в бизнесе и даже чисто по-человечески.
Настал ли момент, когда вы поняли, что реализовались как профессионал на 100%?
Нет конечно! Вы что!
А что дальше? Какие у вас планы?
Сейчас у меня больше вектор в методику, потому что здесь у меня больше влияния и от меня больше пользы. Уйти чисто в бизнес – значит уйти от преподавания.
А предпринимательство нравится мне не так сильно, как работа с преподавателями.
Здоровое поколение может быть только от здоровых, счастливых преподавателей, которые любят свою профессию, а не преподают, потому что других перспектив не видят.
Преподаватели выходят из институтов, абсолютно не понимая, что делать. Они не готовы к работе. Из-за этого многие не выдерживают и уходят, хотя возможно они просто не знали, как можно и нужно работать. Я хочу поддерживать их.
Плюс, мне хочется, чтобы качество обучения у нас было лучше, чтобы наше дети получали больше. Потому что здоровое поколение может быть только от здоровых, счастливых преподавателей, которые любят свою профессию, а не преподают, потому что других перспектив не видят.
Также я начинаю заниматься методикой онлайн. Я помогаю другим школам ставить методическую базу. Плюс я хочу больше работать офлайн, проводить какие-то мероприятия. Мне хочется, чтобы у каждого преподавателя была возможность получить поддержку, ответы на вопросы, повысить квалификацию и решить реальные проблемы.
А вообще я не знаю, что будет дальше. Сегодня я могу сказать одно, а завтра совсем другое.
О вдохновении
Вы – пример для подражания для многих учителей. А какие люди являются источником профессионального вдохновения для вас?
Я всегда стараюсь мониторить людей в сети. Когда я нахожу кого-то интересного, я сразу прилипаю к экрану и начинаю питаться идеями.
Например, Ирина Хакамада мне очень нравится, Радислав Гандапас – он столько мне дал всего. Я его смотрю, учусь у него еще с того времени, как работала в Кишеневе методистом.
Люди бизнеса мне интересны. Алекс Яновский, Аяз Шабутдинов — потрясающий мальчик, с удовольствием его слушаю. Они все очень разные, все в своей области специалисты. Я пропускаю через себя очень многих людей.
Как я вижу себя на данном этапе – я не реализовалась до конца, и не дай бог наступит такой момент. В жизни каждого человека есть кто-то, на кого мы равняемся, кто идет впереди нас, и есть те, кто учится у нас. И вот я где-то между – кто-то ведет меня, кого-то я. Надеюсь, так будет всегда!
Проекты Ирины Ботнарь:
Языковая школа My English School
Поговорим, как преподавателю английского подготовить своих студентов мopaльно к экзаменам любой сложности...
26 04 2024 2:41:46
Запишите самые популярные или необычные из идей на доске...
25 04 2024 9:49:39
А строить мы его будем вокруг короткометражки, которая создаст увлекательный контекст для обсуждения такой спopной темы...
24 04 2024 15:44:41
Поговорим, как использовать дневники на уроках английского, чтобы разговорить своих студентов...
23 04 2024 18:37:37
«Да это работа проще простого!», «Тебе достаточно всего лишь знать английский», «У учителей самый короткий рабочий день» и т.д. Наверняка эти высказывания вам знакомы. Все они искажают видение профессии в обществе и не позволяют начинающим преподавателям трезво взглянуть на то, что им предстоит....
22 04 2024 6:29:43
Внедряйте hands-on learning Чем более жизненным и вовлекающим будет обучение, тем больше пользы от него получат ваши ученики...
21 04 2024 7:45:15
Итак, начнем! 3 основных составляющих любого онлайн-курса CELTA #1 Методическая подготовка Онлайн-курс, как и face-to-face, состоит из input sessions, которые дадут вам необходимую методическую подготовку и теоретические знания для написания lesson plans...
20 04 2024 0:23:45
Обратный диктант Это упражнение подойдет студентам любого возраста...
19 04 2024 19:34:24
Спустя время я открыла для себя новый инструмент для создания красивых раздаточных материалов — простой и привычный PowerPoint! Хотите научится создавать красивые материалы для своего класса и может даже продавать их на TeachersPayTeachers? Давайте начнем! С помощью PowerPoint можно оформлять: — раздаточные материалы по грамматике и лексике; — тексты для чтения — красочные карточки-вопросы для обсуждений — постеры для украшения класса — интеpaктивные тетради Будет много информации, но я уверена, что на printscreen все будет отлично видно и понятно...
18 04 2024 18:33:47
Поэтому давайте рассмотрим несколько заданий, которые помогут сделать урок после каникул максимально продуктивным. ...
17 04 2024 2:55:55
Отличный способ развеять своих студентов – это урок английского в реальной обстановке...
16 04 2024 10:29:22
Предлагаю пять вариантов заданий с созданием видео, которые вы можете использовать на ближайшем уроке...
15 04 2024 2:36:54
Оно очень простое, но произвело на меня большое впечатление...
14 04 2024 6:35:39
В таких условиях учитель должен быть гибким и открытым новым идеям и знаниям, чтобы соответствовать постоянно повышающимся требованиям...
13 04 2024 19:21:35
Ну и самый главные страх – вдруг ученики все равно ничего поймут, будут вздыхать и хвататься руками за головы?...
12 04 2024 2:10:41
Какие упражнения подойдут для этой методики? Ответ проще, чем вам может показаться...
10 04 2024 20:25:30
Речь не только о размашистых исправлениях красной ручкой в тетради, а и в устной речи...
09 04 2024 15:46:11
Чтобы узнать подробности о вебинаре, кликните на его название....
08 04 2024 16:10:45
Так что когда речь идет о письменных заданиях или диктантах, результат оставляет желать лучшего...
07 04 2024 4:49:32
Нейрообразование — область наук о мозге, в рамках которой исследуют, как мозг человека обучается наиболее эффективно. Для преподавателей — это кладезь стратегий и инструментов для того, чтобы добиться от студентов максимума результатов. ...
06 04 2024 16:25:46
С подобного рода задачей я столкнулась впервые, но этот опыт позволил мне всерьез задуматься о том, как все-таки работать с произношением на уроке английского языка...
05 04 2024 5:53:50
Общая подготовка к экзамену в таком темпе заняла у меня около года...
04 04 2024 3:43:38
Но пройдя 3-4 времени просто необходимо познакомить учеников с системой английских времен...
03 04 2024 16:44:36
Наука не стоит на месте, и сейчас разница между развитием языковых навыков (language development) и овладением языком (language acquisition) становится все значительнее...
02 04 2024 9:54:43
#1 Word Race Это упражнение направлено на повторение лексики и лучше всего работает с подростками...
01 04 2024 9:49:37
Один такой набор включает базовую лексику, необходимую в изучении английского — правильные и неправильные глаголы, исчисляемые и неисчисляемые существительные, а также определители числа — quantifiers...
31 03 2024 2:22:20
Начните с перефразирования английских слов Для этого можно играть в Alies...
30 03 2024 3:50:53
Педагоги – это очень близкие мне люди по своей профессиональной ментальности...
29 03 2024 14:58:27
Что такое learning diary и как он поможет вашим студентам в изучении языка, поговорим дальше...
28 03 2024 0:12:18
Для чего это все? В конце видео дедушка собирает вещи и летит в гости к своей семье...
27 03 2024 6:31:35
Задача учеников – решить, какие из данных предложений грамматически правильные, а какие содержат ошибку...
26 03 2024 4:31:53
Современные дети очень загружены всевозможными кружками и дополнительными занятиями...
25 03 2024 11:40:52
С учениками любого уровня начинайте говорить на родном языке, а дальше, если уровень позволяет, – переходите на английский («Я буду говорить с вами на английском, вы не против?») Определение уровня В ходе разговора вы уже начинаете определять уровень ученика...
24 03 2024 22:58:39
На моих уроках английского мне очень нравится, когда со студентами мы можем открыто обсуждать актуальные проблемы, свежие новости, говорить о том, что происходит в мире...
23 03 2024 16:13:38
#1 Убедитесь, что у вас продвинутый уровень английского Конечно, сейчас все начинают изучать английский язык с детского сада или даже до него...
22 03 2024 0:19:35
Только не обычный, а самодельный, что собственно говоря и позволяет менять его назначение под разные нужды...
21 03 2024 18:32:57
Разгадка этой задачи кроется в самом вопросе, поэтому сегодня будем учиться задавать правильные вопросы, чтобы получать правдивые ответы и передавать студентам максимум знаний. Для этого освоим понятие CCQ....
20 03 2024 15:18:13
В такой ситуации любое их замечание воспринимается в штыки, а многие учителя и вовсе предпочитают избегать встреч с родителями своих учеников...
19 03 2024 15:56:26
Cambridge Grammar in Use ( Essential, Intermediate by Raymond Murphy, Advanced by Martin Hewings) В представлении не нуждается — самое известное и узнаваемое пособие по грамматике...
18 03 2024 15:56:30
Как превратить бытовые предметы в образовательные материалы и добавить немного real life на уроках английского, поговорим дальше....
17 03 2024 14:41:50
Making Mindfulness Work in Your School Дата: 7 мая Спикер: James Butler Спикер James Butler, который работает в сфере образования уже 16 лет, поделится тем, как использовать техники mindfulness, чтобы эмоционально поддерживать себя и учеников разных возрастов...
16 03 2024 23:39:25
Ну а это в свою очередь может свести на нет весь прогресс в изучении языка...
15 03 2024 18:36:57
Больше 2 лет мы развиваем наш журнал своими силами. Мы хотели бы и дальше продолжать такую стратегию, но пандемия вносит свои коррективы в наши планы....
14 03 2024 22:42:44
Сейчас расскажу, как этот ресурс можно использовать для уроков английского...
13 03 2024 13:21:24
Давайте поговорим о том, как учителю правильно дать обратную связь и оценить выполненное задание на уроке английского языка...
12 03 2024 21:10:13
Вариант 1. Шикарный Первый вариант — зимний лагерь с изучением английского языка. Многие языковые школы организуют каникулярные программы в самой школе, а также поездки по стране и за границу на 7-12 дней. ...
11 03 2024 15:48:55
Чтобы узнать подробности о вебинаре, кликните на его название....
10 03 2024 21:44:54
Я обычно интересуюсь настроением, погодой, прошу назвать дату и день недели (если мы записываем их в тетрадь)...
09 03 2024 7:15:52
Что же делать? Поговорим об активностях, которые гарантированно могут успокоить и собрать малышей в любом случае! #1 Удивите ребенка! Дети любят всё, что выходит за рамки обыденности...
08 03 2024 21:54:17