Может ли русскоязычный учитель английского преподавать за рубежом
Коренной житель Америки, Великобритании, Канады, Австралии или Новой Зеландии решил сменить место жительства и теперь путешествует по разным уголкам мира и с относительной легкостью находит работу в качестве ELT. Красивая картина, которую легко представить!
Русскоговорящий преподаватель, для которого английский — иностранный язык, путешествует по миру и свободно находит работу. Это ситуацию представить сложнее, хотя она тоже вполне реальная.
При выборе между преподавателем с серьезными квалификациями, но не являющимся носителем языка, и преподавателем-носителем, но не имеющим хорошего квалификационного подспорья, выбор падал на 2-ого кандидата.
Вопрос: может ли преподаватель, не являющийся носителем английского, трудоустроиться за границей в качестве ELT? Если такое возможно, то в каких странах и что для этого необходимо? Давайте разберем, насколько реальная такая ситуация для русскоязычных учителей*.
* В первых двух разделах мы копаемся в истории вопроса, так что за ответом на главный вопрос отправляйтесь сразу в раздел «Страны: приветливые и не очень».
Native speakerism
Сталкивались ли вы с таким понятием?
Native-speakerism is an ideology that upholds the idea that so-called ‘native speakers’ are the best models and teachers of English because they represent a ‘Western culture’ from which spring the ideals both of English and of the methodology for teaching it (Adrian Holliday; 2005)
На протяжении многих лет существовало (существует?) предубеждение о том, что эффективно преподавать английский язык может только его носитель. Он не только предоставляет идеальную модель языка, но и моделирует западную культуру в методологии и своем поведении в целом.
Это породило своего рода дискриминацию среди преподавателей английского, от которой страдали non-native teachers при приеме на работу. Особенно это проявлялось в восточных странах, в частности, Японии, Южной Корее и ОАЭ.
Идеальный носитель английского — кто ты?
Под идеальным носителем западной культуры понимали, как правило, белого мужчину (реже женщину) из стран Big 7 (США, Великобритания, Новая Зеландия, Канада, Австралия, Южная Африка, Ирландия). Зачастую даже шотландцы получали отказ работодателя из-за своеобразного акцента, а представители “внешнего” круга (outer circle) англоговорящих (Филиппины, Индия, Ямайка, где английский является государственным) под “идеал” и вовсе не попадали.
Проблемой стал и своеобразный отбор кандидатов рекрутерами лингвистических центров. К примеру, тот факт, что ты носитель языка, преобладал над всеми проф.квалификациями, которые у тебя были. При выборе между преподавателем с серьезными квалификациями, но не являющимся носителем языка, и преподавателем-носителем, но не имеющим хорошего квалификационного подспорья, выбор падал на 2-ого кандидата.
А что сейчас?
На данный момент ситуация значительно улучшилась (и продолжает улучшаться)!
Грамотные рекрутеры лучших школ открыто смотрят на учителей-неносителей английского, обращая внимание в первую очередь на квалификацию кандидатов. Они считают, что не-носители зачастую лучше разбираются в грамматике, глубже понимают психологию учеников и их возможные сложности в изучении английского, а также служат вдохновляющей моделью человека, который этот путь уже прошел.
Но это актуально не для всех стран. Во многих местах non-native teachers придется столкнуться с отсутствием большого числа подходящих рабочих предложений, а также с не всегда объективным отношением со стороны учеников или их родителей (native speakers пользуются там большим уважением).
Страны: приветливые и не очень
Сейчас очень открытыми для всех учителей английского (и native, и non-native) являются страны Центральной и Южной Америки, Камбоджа, Тайланд. В Европе дело обстоит сложнее из-за рабочих виз, которые сложно получить жителям СНГ (а без рабочей визы вас попросту не трудоустроят).
До сих пор большие сложности для non-native teachers of English возникают при поиске работы в Японии, Южной Корее, Саудовской Аравии и ОАЭ. В этих странах выдвигаются действительно серьезные требования к учителям английского, а native ELT пользуются большим уважением. Учителям-неносителям здесь найти работу пpaктически нереально.
Китай — в данном отношении пограничная страна. Не-носителю здесь реально устроиться преподавателем английского, но, к сожалению, в большинстве случаев нелегально, так как школы просто не могут организовать рабочую визу для не-носителей. При этом в Китае действительно большой спрос на хороших, квалифицированных учителей (пусть даже не из Big 7). Поэтому предложений много, и если постараться, можно найти серьезную компанию, которая поможет с легальным трудоустройством.
Пару слов о Японии. Скажу честно, меня вдохновляет пример дeвyшки из России, успешно работающей ELT в Японии в университете. То есть покорить неприступную Японию возможно! В Японии в учителя набирают native speakers, но можно получить работу АLT (Assistant Language Teacher) — при условии, что вы сможете доказать, что минимум 12 лет обучались полностью на английском (к примеру, английская школа плюс университет).
В вопросах трудоустройства не стоит забывать о визе. Очень важно самостоятельно посмотреть все визовые требования в странах, на которые пал ваш выбор.
Требования к учителям английского за границей. Необходимые квалификации для non-native ELT**
**Нижеперечисленные требования относятся к вакансиям в более приветливых для non-native ELTs странах.
Первое в каждом объявлении о поиске ELT — обязательное высшее образование (бакалавр, любая сфера); если ваша специализация не педагогика или английский язык, это нужно компенсировать наличием сертификата, описанным ниже.
Второе — международный и общепризнанный сертификат о педагогической квалификации. Это CELTA или TESOL. Это обязательное условие не во всех школах (и странах), но существенно (!) прибавляет вам профессионального веса в глазах работодателя.
Третье (часто не указывают в объявлениях, но 100% подразумевают) — уровень языка Proficient User. Позаботьтесь о подтверждении уровня международными сертификатами (IELTS, TOEFL, CAE, CPE) — их наличие для non-native speakers является обязательным (возможно, в определенных странах есть исключения). Но даже при наличии сертификата будьте готовы к тщательной проверке уровня на месте (на собеседовании и демо-уроке).
Четвертое — опыт преподавания, как правило, от 2 до 5 лет. Не везде является обязательным требованием, но рассматривается как безусловное преимущество. При этом опыт работы должен быть релевантным — к примеру, если вы хотите преподавать English for kids, то ваш опыт работы со взрослыми не будет так уж привлекателен. В школах, где опыт является обязательным условием, его нужно подтвердить документально.
And last, but not least — вагон терпения и много сил. Вам необходимо показать себя как профессионала высшего пилотажа и быть готовым к тщательным проверкам знаний. Будьте готовы и к отказам — но анализируйте для себя их причины.
Конечно, в одной статье невозможно описать все нюансы трудоустройства и работы non-native speakers в качестве ELT за границей, так как законы в странах изменчивы, как и тенденции в мире ELT.
Всегда появляются совершенно замечательные опыты талантливых коллег, которым удалось то, что у других не получалось. А значит, что каждый случай, каждый набор квалификаций и историю отдельно взятого преподавателя надо рассматривать отдельно. Точно так же стоит подходить к требованиям школ — они варьируются от города к городу, от страны к стране, поэтому все необходимое узнавайте у работодателей напрямую.
Но сказать одно стоит точно — человек, который одержим своим делом, действительно способен преодолеть все препятствия. Если вы мечтаете преподавать за рубежом, проходите CELTA, совершенствуйте английский и вперед! 🙂
Статья написана в соавторстве с Дарьей Темоненковой.
Как и для последующих заданий, вам необходимо собрать набор различных небольших предметов, которые можно найти на рабочем месте — очки, салфетки, маркеры, брелки и т...
28 04 2024 17:36:11
Вместо привычных упражнений у доски попробуйте калькулятор на телефоне...
27 04 2024 2:41:54
Вот, держите! #1 Secret Start Если ваши студенты не ожидают праздничного занятия, то это отличный повод начать с загадки...
26 04 2024 5:26:47
Третье издание этого гайда для преподавателя существенно доработано, в нем учтены результаты современных исследований и наработок в преподавании английского...
25 04 2024 23:28:34
Сейчас, когда корона вышел за пределы Китая и появилась вероятность пандемии, хочу поделиться с вами своим опытом...
24 04 2024 19:44:20
Модель 5Е – это подход, при котором обучение делится на пять этапов: Engage, Explore, Explain, Elaborate, Evaluate...
23 04 2024 7:27:43
Теперь давайте рассмотрим, как можно дать второе дыхание письменным заданиям, которые требует программа...
22 04 2024 3:44:56
Использование видео в классе, особенно кадров из фильмов и ТВ-шоу, помогает ученикам развить разговорные навыки, учиться понимать речь на слух и даже улучшить произношение....
21 04 2024 9:40:46
Сегодня #6pch рассказывает о 9 основных ролях преподавателя в классе и его функциях в каждой из них...
20 04 2024 17:32:47
Основаны на сочетании коммуникативной методики и методики guided discovery ( грамматика презентуется по guided discovery — учитель ведёт студентов к пониманию, а потом закрепляем знания посредством общения) Полностью англоязычные и с самого начала погружают студента в языковую среду...
19 04 2024 9:38:33
Вебинар обещает быть огненным! Перейти к вебинару Pronunciation: Promoting Intelligibility and Comprehensibility to Support ELLs Дата: 9 июля Цена: бесплатно Спикер: Professor Jeanine Ntihirageza Сертификат: есть Цель этого вебинара – рассказать о техниках, стратегиях и пpaктических подходах к улучшению произношения наших учеников...
18 04 2024 12:22:15
Уверена, что вы со мной согласитесь, если я скажу, что полезных сайтов для нас, учителей, никогда не бывает много...
17 04 2024 10:33:47
Чтение новостей на иностранном языке — уже само по себе вызов для студентов, а если новости нет конца и края, это очень демотивирует учеников...
16 04 2024 0:51:18
Lemon game В данной игре в качестве заданий вы можете использовать любые карточки с необходимыми вам упражнениями или словами на перевод...
14 04 2024 6:29:24
Может ли с этим справиться переводчик Google? В этом задании студенты работают в парах...
13 04 2024 16:49:11
После окончания института я начала работать в языковой школе, где стала намного больше времени уделять методике и впервые задумалась о важности планирования...
12 04 2024 8:45:40
#1 Turn your camera and mic off Это правило отлично подходит для коммуникативных заданий, когда студенты работают в группах или парах...
11 04 2024 13:52:41
Моё твердое мнение, как и всех Оксфордов и Кембриджей, домашним заданиям – быть! Сегодня научимся подбирать такие задания, которые взрослые студенты будут выполнять всегда...
10 04 2024 19:59:18
Что такое Zoom? Zoom – программа для видеоконференций и звонков, которую любят многие преподаватели за широкий функционал, надежное соединение и бесперебойную работу...
09 04 2024 17:39:12
08 04 2024 2:26:48
Будет полезно всем учителям, которые работают в направлении Business English...
07 04 2024 1:44:12
Поговорим, как преподавателю английского подготовить своих студентов мopaльно к экзаменам любой сложности...
06 04 2024 22:30:39
Рассказываем, как провести пробный урок английского и завоевать ученика....
05 04 2024 12:25:12
20 лет опыта преподавания — Exam Preparation, General English, English for Law, Business English, ESP, EAP...
04 04 2024 16:28:56
Почему студенты боятся делать ошибки? Возможно влияние семьи, школьных учителей; возможно у студента завышены ожидания от обучения (“Я заплатил, зачем мне долго и упopно работать”); а возможно ученик просто хочет больше похвалы...
03 04 2024 11:34:36
Сегодня расскажу, как познакомить учеников с культурой США...
02 04 2024 3:21:38
Недавно к нему добавили еще несколько классных функций, о которых мы и поговорим этой статье...
01 04 2024 6:45:34
Я расскажу об игре, которую можно применить пpaктически к любой теме вашего урока: This is Battleship, my friends! ...
31 03 2024 15:16:52
Для себя я определила помощника в этой задаче — S.M.A.R.T цели, которые я использую в преподавании английского, чтобы сделать сотрудничество с моими учениками максимально эффективным....
30 03 2024 19:43:22
Предлагаю использовать эту возможность на уроках английского и повторить Past Perfect...
29 03 2024 11:52:46
Спустя время я открыла для себя новый инструмент для создания красивых раздаточных материалов — простой и привычный PowerPoint! Хотите научится создавать красивые материалы для своего класса и может даже продавать их на TeachersPayTeachers? Давайте начнем! С помощью PowerPoint можно оформлять: — раздаточные материалы по грамматике и лексике; — тексты для чтения — красочные карточки-вопросы для обсуждений — постеры для украшения класса — интеpaктивные тетради Будет много информации, но я уверена, что на printscreen все будет отлично видно и понятно...
28 03 2024 1:54:38
Все мы хотим, чтобы они сдавали на 100 баллов, но если к вам приходит ученик еле-еле Elementary, и вы сразу ему даете тесты ЕГЭ, то толку не будет...
27 03 2024 18:48:17
А начнем мы с шага, который поможет определить дальнейшие действия — с позиционирования...
26 03 2024 6:35:46
Сегодня давайте прокачаем память и поговорим о нескольких трюках, которые помогут запоминать имена новых студентов...
25 03 2024 8:33:27
Покажите ученикам фотографии из этого аккаунта (на компьютере, проекторе или распечатках)...
24 03 2024 18:53:40
В этом материале я расскажу о трёх особенностях разговорного английского языка, которые часто используются в неформальном общении на английском и с которыми важно познакомить ваших студентов уровня Advanced...
23 03 2024 11:50:34
У детей в этом возрасте еще обычно сложно с абстpaктным мышлением и пониманием правил (конечно, бывают и исключения). Если второкласснику сказать, что -s к глаголу добавляется в случае единственного числа 3-ого лица… Вы сами прекрасно представляете себе его лицо. ...
22 03 2024 21:14:23
Давайте рассмотрим, как легко и быстро адаптировать это задание к вашему уроку...
21 03 2024 0:51:45
При выборе между преподавателем с серьезными квалификациями, но не являющимся носителем языка, и преподавателем-носителем, но не имеющим хорошего квалификационного подспорья, выбор падал на 2-ого кандидата...
20 03 2024 21:38:29
Мы же расскажем, каких особенностей ждать учителю от работы с направлением Business English: Специфичная лексика …которую вам не нужно бояться...
19 03 2024 21:11:14
Мы убеждены, что планирование — одна из лучших инвестиций учителя в свои уроки...
18 03 2024 11:44:26
Я обычно интересуюсь настроением, погодой, прошу назвать дату и день недели (если мы записываем их в тетрадь)...
17 03 2024 16:22:12
Раздайте каждому студенту карточку, на которой они должны нарисовать что-то, связанное с этим особенным моментом...
16 03 2024 14:16:48
Но они не закрепляют пройденную лексику, а скорее предназначены для игр...
15 03 2024 18:59:27
Тут требуется пресловутый «индивидуальный подход», о котором трубят все репетиторы и школы английского...
14 03 2024 15:17:11
«Да это работа проще простого!», «Тебе достаточно всего лишь знать английский», «У учителей самый короткий рабочий день» и т.д. Наверняка эти высказывания вам знакомы. Все они искажают видение профессии в обществе и не позволяют начинающим преподавателям трезво взглянуть на то, что им предстоит....
13 03 2024 18:43:27
The Voice Для этого задания вашим студентам необходимо будет побыть в роли судей из всемирно известного проекта «Голос» и предугадать внешность участника, основываясь только на его вокальных данных...
12 03 2024 6:35:29
Для себя я нашла очень простой выход: вместо того, чтобы заниматься самоедством и страдать, отдать эти силы в самообразование (и, возможно, тоже страдать =) )....
11 03 2024 11:52:14
Как быстро придумать и провести игру, которая оживит урок и учеников? Закрыть глаза • Кому угодно...
10 03 2024 18:42:49