Без права на ошибку: Ирина Ботнарь о карьере преподавателя, своем бизнесе и воле случая
В рубрике «Личности» мы рассказываем об учителях английского, которые многого добились в профессии. #6pch поговорил с Ириной Ботнарь – основательницей сообщества «We teach English», а также самой известной ESL Teacher Trainer в русскоязычном медиапрострaнcтве.
О старте карьеры
Почему вы стали преподавателем английского языка? Как пришли именно в эту профессию?
Наверное, многие думают, что я с детства увлекалась английским языком, очень его любила всю жизнь и с детства мечтала стать преподавателем. Но это была случайность. Когда в 11 классе пришло время выбирать профессию, мама просто спросила меня: «Ну и что будем делать?», — я предсказуемо ответила: «Не знаю». В это время рядом сидела соседка, которая сказала: «А может туда, куда и моя Олька?» Олька училась на инязе на переводчика. Так и было принято решение.
Так что мне просто повезло.
Не могу сказать, что у меня были колоссальные способности к языку. Было сложно воспринимать язык на слух и говорить.
По поводу английского языка. Я не могу сказать, что я до умопомрачения люблю английский. Я его люблю, но спокойно. Вот что меня реально прет, это сам процесс преподавания, обучения, работа с людьми, психология. Это то, что привело меня в профессию.
Я вообще считаю так: чтобы быть преподавателем, недостаточно любить английский. Можно любить язык, прекрасно на нем говорить, быть шикарным переводчиком, при этом никаким преподавателем. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить сам процесс преподавания. А предмет познается и придет в процессе. Так случилось и у меня.
Я с ужасом вспоминаю, что делала на своем первом уроке, но ученикам нравилось.
Как я уже сказала, я попала на иняз на переводчика. Мне было жутко трудно учиться, потому что я начала учить английский буквально перед поступлением. Не могу сказать, что у меня были колоссальные способности к языку. Было сложно воспринимать язык на слух и говорить. Поэтому я много трудилась, чтобы выучить язык. И в итоге закончила ВУЗ с отличием.
С чего вы начали карьеру? Какой был первый шаг?
На пpaктике на 5-м курсе завкафедры предложила мне временно заменить преподавателя. Я с ужасом вспоминаю, что я делала на своем первом уроке, но ученикам нравилось (смеется). Я делала, то, что сейчас, к сожалению, делается во многих школах. Это надиктовывание правил, потом выполнение упражнений и все в таком русле.
Когда я закончила институт, мне предложили остаться там работать. 5 лет я была там преподавателем иностранных языков – английского и немецкого. Я обожала своих студентов, работу, но я не знала, что может быть лучше.
Ну а переводческая деятельность мне никогда не нравилась. Там же не нужно никого учить!
Потом я ушла в декрет, но ненадолго. Как только появилась возможность, я вернулась к работе – меня как раз пригласили в частную школу английского языка. Для меня это был рай – прекрасный коллектив, замечательная руководитель, благодаря которой у меня сейчас неплохо получается управлять собственной школой. Там я впервые увидела такое изобилие учебников, аудио-, видеоматериалов, всю необходимую аппаратуру. Поэтому в институт я больше не вернулась.
О собственном бизнесе
Как вы пришли к началу своего дела? В какой момент вы поняли, что готовы открыть свою школу?
Все происходило очень постепенно. Я поработала в институте, потом на курсах английского. Мне всегда нужно было что-то внедрять, что-то делать. Сначала я стала методистом, потом руководителем филиала школы – дела там шли не очень.
Вот тут начался для меня новый виток. Это была для меня такая школа… тогда я поняла, что классный преподаватель, специалист – не равно руководитель. Это абсолютно другая профессия. И тогда я погрузилась в эту сферу, потому что обучать меня было некому.
У меня была хорошая работа, достойная зарплата, и я поняла, что попала в болото. Мне все понятно, легко и просто — для меня это равно cмepти.
Это были незабываемые 3 года моей работы. Тогда я поняла, что люди не любят перемены, и когда кто-то вторгается в их жизнь с новыми идеями, не стоит ждать, что все будут тебе аплодировать. Быть руководителем – это всегда кому-то нравится, кому-то нет, это всегда сопротивление от других людей. Руководить людьми – не значит быть им другом.
Я добилась поставленной задачи. Пошел приток клиентов, школа заработала на полную мощность.
Но мне стало скучно. У меня была хорошая работа, достойная зарплата, и я поняла, что попала в болото. Мне все понятно, легко и просто — для меня это равно cмepти. У меня началась хандра. И когда я проанализировала все это, я поняла, что мне нужно вытеснить себя из зоны комфорта.
Большим челленджем было то, что у меня не было права на ошибку и не было времени на раскачку. Я одна воспитывала ребенка – мне нужно было заpaбатывать здесь и сейчас. Это очень щекотало нервы.
Я не придумала ничего лучше, кроме как поменять страну. Тогда я жила в Молдавии и решила переехать в Одессу. Здесь у меня жила сестра. Я написала CV, приняла предложение самой передовой на тот момент школы, переехала и начала работать.
Там я проработала год и поняла, что низко летаю. Один раз побывав генералом, ты уже не сможешь быть солдатом. Наверное, это и был тот самый момент.
Каждый вечер после работы я записывала идеи, делала расчеты, и в итоге нашла помещение и открыла школу. Я начинала работать одна, а потом все закрутилось.
Какой был ваш стартовый капитал?
Мне потребовалась тогда ровно $1000. Эту сумму я потратила на аренду помещения, базовую мебель, маркерную доску и принтер. Компьютер я принесла из дома.
Большим челленджем было то, что у меня не было права на ошибку и не было времени на раскачку. Я одна воспитывала ребенка – мне нужно было заpaбатывать здесь и сейчас. Это очень щекотало нервы. Я боялась конкуренции, но сейчас понимаю, что это все чистой воды таpaканы в голове. Внутренние ограничения, которые мы сами себе придумываем.
Я люблю нанимать на работу троечников, хорошистов. Это классные преподаватели, трудяги, которые отдаются делу, стараются.
Сейчас у меня есть проект English School Owner, где я помогаю учителям открыть свою языковую школу.
Меня часто спрашивают, не боюсь ли я конкурентов, ведь по сути сама себе их выращиваю. Я всегда говорю, что в этом мире все в огромном изобилии и всем хватит. За счет того, что обмениваемся опытом, мы становимся сильнее, но это не значит, что мы уводим друг у друга клиентов. В мире достаточно и денег, и клиентов, и тем более работы.
О профессии преподавателя
Каких учителей вы нанимаете на работу в свою школу?
Могу по секрету сказать, что далеко не отличники становятся самыми лучшими преподавателями. Отличникам нужно в науку. А самые лучшие пpaктики – это хорошисты. Им не давалось все с легкостью, им приходилось прикладывать больше усилий. За счет этого они потом лучше понимают своих учеников, более терпеливы.
А гениальные люди, которым все легко дается, удивляются: «Ну как ты не понимаешь, это же элементарно!»
Поэтому я люблю нанимать на работу троечников, хорошистов. Это классные преподаватели, трудяги, которые отдаются делу, стараются.
Какие рекомендации можете дать тем, кто только начинает карьеру преподавателя английского?
Главное вот что: если вы будете кормить своих учеников только знаниями – вы далеко не уедете. Людям нужны эмоции.
Вы делаете большую ставку на профессию преподавателя английского. Как вы считаете, какой у нее потенциал?
Моя миссия – это изменить стереотипное представление о нашей профессии.
Вот у меня учатся подростки, они выбирают себе профессию и очень хотят пойти учиться на иняз, чтобы потом работать учителями. Но родители их отговаривают, мол, ты что, это сплошной стресс, это безденежная профессия, это всю жизнь работать на таблетки.
Я хочу, чтобы преподаватели поняли, что наша профессия очень достойная и она может быть денежной. Это не только нервотрепка, это может быть интересно, прибыльно, увлекательно, и при этом можно оставаться здоровым, счастливым человеком, а не загнанной лошадью.
Главное — правильно организовать себя, убрать все ограничения и полюбить себя в этой профессии. Ну и самостоятельно создать условия, которые нужны тебе для работы.
О проекте We teach English
Группа «We teach English» является самым популярным сообществом для преподавателей английского языка в русскоязычном интернете. Сейчас в нем 25 тысяч подписчиков. Как вам пришла идея создать это сообщество?
Я тогда пыталась найти интересные группы, но они были ни о чем. Хорошего контента нигде не было. И у меня, понятное дело, не было четкого понимания, что я сейчас создам подобную группу.
Я создала ее для своих же преподавателей. У меня были интересные мысли, игры, задания, но мы не успевали всем этим делиться. Я сделала группу, мы все туда добавились и стали обмениваться информацией.
Потом я добавила в группу своих коллег с прошлых мест работы. И группа просто начала разрастаться. Я не использовала ни продвижение, ни рекламу. Мы просто стали показывать, все, что делали сами, и это привлекало пользователей.
Даже когда человек берет мою идею все равно он туда вкладывает себя и получается что-то новое. Я считаю, что дело в личности и харизматичности.
Очевидно, я попала в пустующую нишу. На тот момент не было подобных групп, может учителям не хотелось ничем делиться, не знаю.
Потом я заметила, что у меня появились последователи. И я горжусь этим! Эти люди тоже учатся у меня. Я видела, что многие пытаются делать то же самое, но не у всех получается. Мне иногда говорят, мол, ну они же воруют ваши идеи! Я говорю так – в этом мире нет ничего нового. Даже когда человек берет мою идею, все равно он туда вкладывает себя и получается что-то новое. Я считаю, что дело в личности и харизматичности. Эмоции, опять же!
О текущей занятости
Вы владеете школой английского языка, преподаете сами, проводите вебинары, ведете соцсети, YouTube-канал и т.д. Все это – ваша работа. Сколько вы работаете?
Я могу ответить по-разному. Я работаю 24 часа в сутки или я вообще не работаю, потому что занимаюсь любимым делом.
Как я все успеваю? Я просто никуда не спешу.
Я веду групповые занятия, руковожу школой, занимаюсь соцсетями сама, веду трaнcляции. Также у меня есть свой сайт – площадка, где люди обучаются. 2 раза в год я провожу мастер-группы – это закрытое сообщество примерно на 250 человек, где я обучаю методике преподавания и показываю, как я работаю.
Я стараюсь поддерживать преподавателей во всех направлениях – в методике, в бизнесе и даже чисто по-человечески.
Настал ли момент, когда вы поняли, что реализовались как профессионал на 100%?
Нет конечно! Вы что!
А что дальше? Какие у вас планы?
Сейчас у меня больше вектор в методику, потому что здесь у меня больше влияния и от меня больше пользы. Уйти чисто в бизнес – значит уйти от преподавания.
А предпринимательство нравится мне не так сильно, как работа с преподавателями.
Здоровое поколение может быть только от здоровых, счастливых преподавателей, которые любят свою профессию, а не преподают, потому что других перспектив не видят.
Преподаватели выходят из институтов, абсолютно не понимая, что делать. Они не готовы к работе. Из-за этого многие не выдерживают и уходят, хотя возможно они просто не знали, как можно и нужно работать. Я хочу поддерживать их.
Плюс, мне хочется, чтобы качество обучения у нас было лучше, чтобы наше дети получали больше. Потому что здоровое поколение может быть только от здоровых, счастливых преподавателей, которые любят свою профессию, а не преподают, потому что других перспектив не видят.
Также я начинаю заниматься методикой онлайн. Я помогаю другим школам ставить методическую базу. Плюс я хочу больше работать офлайн, проводить какие-то мероприятия. Мне хочется, чтобы у каждого преподавателя была возможность получить поддержку, ответы на вопросы, повысить квалификацию и решить реальные проблемы.
А вообще я не знаю, что будет дальше. Сегодня я могу сказать одно, а завтра совсем другое.
О вдохновении
Вы – пример для подражания для многих учителей. А какие люди являются источником профессионального вдохновения для вас?
Я всегда стараюсь мониторить людей в сети. Когда я нахожу кого-то интересного, я сразу прилипаю к экрану и начинаю питаться идеями.
Например, Ирина Хакамада мне очень нравится, Радислав Гандапас – он столько мне дал всего. Я его смотрю, учусь у него еще с того времени, как работала в Кишеневе методистом.
Люди бизнеса мне интересны. Алекс Яновский, Аяз Шабутдинов — потрясающий мальчик, с удовольствием его слушаю. Они все очень разные, все в своей области специалисты. Я пропускаю через себя очень многих людей.
Как я вижу себя на данном этапе – я не реализовалась до конца, и не дай бог наступит такой момент. В жизни каждого человека есть кто-то, на кого мы равняемся, кто идет впереди нас, и есть те, кто учится у нас. И вот я где-то между – кто-то ведет меня, кого-то я. Надеюсь, так будет всегда!
Проекты Ирины Ботнарь:
Языковая школа My English School
Я уверена, что при систематическом использовании историй, само изучение языка отходит на второй план...
28 04 2024 23:54:17
Ну и куда же без щепотки веселья: Активити #1 Bad Hare Day Easter Puns Материалы: Easter jokes В этом задании речь пойдет о puns и том, как их можно использовать для создания комичного эффекта...
27 04 2024 15:53:59
В этом задании студенты вспомнят их лучшие и худшие новогодние подарки, а также обсудят, как себя вести, если вы получаете в подарок далеко не то, что вы просили у Санты....
26 04 2024 19:20:16
Отличный способ развеять своих студентов – это урок английского в реальной обстановке...
25 04 2024 0:53:51
Для учителя английского такой клуб – хорошая возможность ввести побольше пpaктики для своих учеников или же привлечь новых студентов для частных занятий....
24 04 2024 4:24:58
Запишите самые популярные или необычные из идей на доске...
23 04 2024 17:40:24
В этом случае нас очень выручат сайты, на которых можно найти готовые и бесплатные планы уроков. Давайте же посмотрим, что нам предлагают эти ресурсы....
22 04 2024 13:47:35
Важно только органично вписать это видео в ход урока. А тогда можно организовать обсуждение или дебаты. Сегодня поделюсь 3 вариантами, как можно использовать видео для аудирования на уроке английского. ...
21 04 2024 2:35:57
Пышущий справедливым (но это не точно) гневом он громогласно возмущается: «Дочка нашей соседки в 6 лет знает, как на английском сказать, что Эверест самая большая гора на свете! Почему мой так не может?!»....
20 04 2024 15:57:32
Речь не только о размашистых исправлениях красной ручкой в тетради, а и в устной речи...
19 04 2024 15:44:26
Вот 10 идей, как сделать так, чтобы не вы, а ваши студенты объявляли тему занятия: Song association: подберите несколько песен, которые соответствуют теме занятия...
18 04 2024 0:21:29
Детские песни на английском языке способствуют развитию музыкального слуха, развивают артикуляцию и дикцию у детей, пополняют словарно-фразовый запас...
17 04 2024 8:26:32
Спикер расскажет, почему classroom language должен стать главным критерием оценки квалификации преподавателей, и объяснит, как учителю этот навык улучшить...
16 04 2024 3:13:43
#1 Серия книг Pronunciation in Use Все учителя знают о серии книг “In Use” и часто используют при обучении грамматике и словам...
15 04 2024 20:23:19
Представьте себе — вы приходите на урок и все студенты к нему готовы, не нужно никого кормить с ложечки и подробно все разжевывать; все знают, о чем говорить и хотят высказать свое мнение. ...
14 04 2024 7:55:14
Заранее позаботьтесь о том, чтобы студенты имели возможность сесть в круг...
13 04 2024 8:34:18
Lemon game В данной игре в качестве заданий вы можете использовать любые карточки с необходимыми вам упражнениями или словами на перевод...
12 04 2024 15:56:38
Тогда я всерьез задумалась о том, как правильно начинать урок английского языка...
11 04 2024 2:53:18
Все, что вам нужно, есть под рукой: интернет для поиска картинок, ручка и стикеры для заметок...
10 04 2024 4:54:38
Проработав кучу упражнений, необходимо активно применить полученные знания в разговоре. Давайте отойдем от привычных вопросов What would you do if you won a lottery? и добавим в свой урок задания поинтереснее....
09 04 2024 16:41:47
#1 Составляйте словарик Прежде чем начать читать какой-либо новый текст на английском языке, вашим студентам стоит бегло просмотреть его на предмет новых слов и сделать список с определениями (но без перевода на родной язык)...
08 04 2024 18:38:33
Inclusive Assessment Techniques 2 Дата: 4 сентября...
07 04 2024 9:35:37
Но без знания этих глаголов сложно понимать и общаться с носителями языка...
05 04 2024 15:12:25
Чтобы узнать подробности о вебинаре, кликните на его название....
04 04 2024 11:38:21
Мы в #6pch уверены, что уроки английского на YouTube нам не враги, а самые настоящие помощники! Рассказываем, как использовать бесплатные YouTube-уроки, чтобы помочь вашим ученикам: Повторение Показывайте ученикам ролики с разными учителями, форматами подачи информации и даже произношением...
03 04 2024 10:53:46
Моя мама была преподавателем английского в начальных классах и часто брала меня на свои уроки...
02 04 2024 18:51:26
Разделите студентов на группы по 4 человека и выдайте по колоде на группу...
01 04 2024 22:58:54
Ведь кому не нравится выигрывать, да? Let’s face it! Уровень: Elementary – Pre-Intermediate Материалы: LET’s face it! Шаг 1...
31 03 2024 15:11:49
Дайте студентам прослушать только звук из видео...
30 03 2024 21:25:44
Почему? Потому что нашими гостями были малыши-первоклассники!...
29 03 2024 20:51:26
Ну а мы подкинем вам 5 небaнaльных идей, которые помогут вдохновиться и подготовить класс к новогодним праздникам....
28 03 2024 11:40:23
Зачем увеличивать Student Talking Time? Цель любого студента на уроке английского – научиться ГОВОРИТЬ, чего вы его лишаете, когда неграмотно планируете урок и виды активностей...
27 03 2024 23:16:40
#1 Шляпа писателя Эта группа упражнений включает сочинение разнообразных историй и стишков...
26 03 2024 20:46:54
Держите несколько идей для урока! #1 Расширение словарного запаса И речь идёт совсем не о языке Шекспира, а о бaнaльных, повседневных фразах, которые студенты выучили еще на уровне Beginner и постоянно используют их в своей речи (например, I like/ I think/ What about you?, very interesting, important, beautiful)...
25 03 2024 8:42:35
Для тех, кто все еще считает, что Плахотник — рулез и пишет все карточки и задания от руки, объясняю, Quizlet — сервис, который позволяет вам и вашим студентам самостоятельно создавать флешкарточки со словами или находить и использовать уже готовые...
24 03 2024 3:29:13
Я предлагаю хотя бы раз в неделю нарушать привычную рутину и разнообразить не только сами задания, но и lead-in...
23 03 2024 18:28:12
На моих уроках английского мне очень нравится, когда со студентами мы можем открыто обсуждать актуальные проблемы, свежие новости, говорить о том, что происходит в мире...
22 03 2024 4:21:35
Перейти к вебинару Professional Development for teachers in the ‘new normal’ Q&A Дата: 3 июня Спикер: Thom Kiddle Стоимость: бесплатно Учимся эффеквтивно преподавать в новой реальности...
21 03 2024 7:21:13
Write the following categories on the board (you may add more or delete some of them): free time, shopping, health, education 2...
20 03 2024 4:46:46
Работает учителем английского языка в Бiлiм Инновация Лицее для одаренных детей...
19 03 2024 21:58:31
Такой способ гарантировал мне полностью индивидуальный подход, так как все материалы я подбирала конкретно к занятию...
18 03 2024 10:41:20
После обсуждения всем классом выберите топ-3 стандартных подарка, которые вы можете найти под ёлкой...
17 03 2024 13:17:44
Предлагаем несколько пpaктических советов, которые помогут сделать первый шаг к порядку в классе...
16 03 2024 11:11:57
Вот несколько идей, которые помогут вашим студентам стать ближе друг другу и научиться эффективно взаимодействовать...
15 03 2024 6:58:13
С последним мы вам охотно поможем! Предлагаем план урока на тему Christmas, который вы можете провести с группой или индивидуально, оффлайн или онлайн (как это делаю я:)....
14 03 2024 12:15:59
Вот только сейчас нет спроса на владение «языком Шекспира». Ученикам важно овладеть инструментом, с помощью которого можно заработать профит — получить повышение, презентовать проект, получать актуальную информацию и т.д. И это изменение в целях обучающихся учителю нельзя игнорировать. ...
13 03 2024 0:43:12
Тогда я впервые осознала, что термины, которые нам, учителям, кажутся очевидными, не являются таковыми для студентов...
12 03 2024 13:19:28
Перейти к вебинару Combining Exams and Life Skills Дата: 1 апреля Цена: бесплатно Спикер: Ольга Мадулюс (Olha Madylus) Сертификат: есть Преподаватели английского языка часто задаются вопросом: какова моя цель, как учителя? То ли мы просто помогаем изучать английский язык, то ли готовим наших студентов к сдаче важных экзаменов или же помогаем им развить важные для жизни и работы навыки? На вебинаре вам расскажут, как эффективно объединить изучение языка и подготовку к экзаменам с развитием этих навыков...
11 03 2024 1:33:49
Let’s go! Level: Intermediate – Advanced Pre-watching activity Покажите студентам три фотографии моделей и соберите идеи класса о том, какая тематика объединяет образы и из чего, по их мнению, пошиты эти платья...
10 03 2024 14:16:28